?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На первомайские праздники отправляемся в Питер, с Машкой и её тремя друзьями-однокашниками. Весь один день у нас выделен на Русский музей, что очень радует. Можно будет спокойно походить - посмотреть. И по традиции предаюсь любимому занятию - предварительному виртуальному знакомству с музеем. Хотя "знакомство" условное, многие шедевры известны всем, а мне попадаются и вовсе старые друзья )

Пополняю себе "записную книжку" перед поездкой. Здесь будут В.Поленов, И.Айвазовский и К.Брюллов.

Первый старый друг- Василий Дмитриевич Поленов, в гостях у которого мы побывали минувшим летом. Вот уж действительно "неисповедимы пути Господни" :)


Христос и грешница (Кто без греха?), В. Д. Поленов, 1888



Сюжетом для полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна. Художник показал Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков. По закону, уличенных в измене жен закидывали камнями, а искушаемый народом на обвинение Христос защитил женщину, сказав: «Кто без греха, киньте в нее камень!», и толпа разошлась.

Ещё в юношеские годы Поленов, под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу», задумал создать подобное большое полотно эпического содержания. Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною "Кто из вас без греха". В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили "Христос и грешница".А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку. Первые эскизы были сделаны во время поездки в 1873 и 1876 годах. Всего Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине.

А в 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной. Эту картину (внизу) я сняла в студии-мастерской художника, в музее-заповеднике В.Д.Поленова под Тулой. Рассказ о посещении заповедника здесь http://krats.livejournal.com/74214.html




Карл Брюллов

"Друг детства". Мои первые виртуальные прогулки по музеям проходили ещё в 6-7 лет, когда я начала собирать марки ) Даже специально просила отца покупать марки "с картинами". И самыми любимые марки были с картиной Брюллова "Всадница" и портреты Боровиковского.


Последний день Помпеи (1830-1833).



Выдающийся мастер исторических полотен и портретов, Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - яркий представитель живописи романтизма, окрасившей эпоху первой половины XlX века. Его часто сопровождали эпитеты «Блестящий Карл», «Карл Великолепный», редко кому выпадала такая слава и признание современников. Получив художественное образование в России, Брюллов уехал совершенствовать живописное мастерство в Италию.

Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории - извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э.). Всевластие слепого рока - излюбленная тема искусства романтизма. Гибель людей, их смятение и ужас перед надвигающимся крушением города переданы художником в интересной и сложной многофигурной композиции. Театральной эффектностью поз и жестов, разнообразными выражениями лиц, развевающимися драпировками одежд живописец показывает весь драматизм сцены, однако, несмотря на надвигающуюся смерть, герои даже в страдании не теряют красоты и величия духа. В этом заключалась философия и эстетика романтизма. Живопись Брюллова с присущим мастеру упоением красотой формы и торжественностью яркого колорита способствует передаче патетического настроения разворачивающегося действа.

После исполнения этого монументального полотна художник получил европейскую известность. Переехав в конце жизни в Италию, он окончательно обосновался там и стал почетным членом Академий художеств в Милане, Фло­ренции, Болонье и Академии Святого Луки в Риме.
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова - самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.

После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.

Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (1842).


Юлия Самойлова - возлюбленная Брюллова, по просьбе которой он и написал "Всадницу", изобразив на картине её приёмных дочерей.

Итальянский полдень - Карл Павлович Брюллов. 1827. Холст, масло. 64х55



Тоже картина из моего альбома с марками )

Самая популярная работа художника, разобранная на сотни тысяч литографий, репродукций, вышивок, мозаик, пазлов. Откуда такая востребованность, такая популярность? Очевидно, что в искренности художника, сумевшего передать свое восхищение красотой, молодостью, светом.

При виде великолепной виноградной грозди девушка откровенно восхищена этим проявлением природной щедрости. В этом и состоит сюжет работы. Завораживает солнечный свет внутри каждой ягоды, в жарком сиянии золотых сережек, в больших карих глазах героини. Едва заметный румянец на щеках героини создает удивительно трепетный и свежий образ. Белая блузка оттеняет смуглую бархатную кожу. Девушка, впитавшая лучи жаркого солнца, словно сама излучает теплый свет.


Иван Айвазовский

Девятый вал (1850)



Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) - выдающийся мастер морского пейзажа (марины) середины - второй поло­вины XIX века. Родившись вблизи моря, в Феодосии, художник на протяжении всей жизни оставался верен излюб­ленной стихии, посвятив ей все свое многолетнее творчество.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии. В одном из восторженных писем худож­нику Третьяков писал: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш беспо­добный талант! .. уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Изображенное после ночной бури море, едва переведя дух, должно встретиться с девятым валом. По легенде, именно он - апогей штормов. За обломки мачт корабля цепляются выжившие изнемогающие мореплаватели. Оза­ренное рассветным солнцем небо словно сулит им победу.

Такие произведения создаются в счастливые моменты творческого подъема. Вслед за картиной Айвазовский на­писал целую серию «бурь» (Корабль среди бурного моря, Радуга). Они чередуются с изображениями спокойного элегического моря, выдающего в их авто­ре последнего представителя живописи эпохи романтизма.

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.

Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски — красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.

Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.


Вид на Большой каскад в Петергофе. 1837 Холст, масло Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф



Это уже моё намеренное отклонение от экспозиции Русского музея. Во первых, Айвазовский все-таки не только маринист. Во вторых, картина находится в Петергофе. В Питер мы собрались в первую очередь из-за желания Машки вернуться в Петергоф. Мы были там лет семь назад и я обнаружила, что по собственной безалаберности не сохранила ни фото, не видео с той поездки. Возможно что-то есть в карте памяти давно почившего фотика. Чудом нашла только эти.

Вид Петергофа с вертолёта, нам удалось тогда полетать и полюбоваться на симметрию дворцового парка, окрестности и Финский залив сверху.


А это мы в салоне вертолёта ) Пусть не полетаем в этот раз, зато зайдем наконец в Большой дворец.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
intercedo
Mar. 28th, 2014 03:42 pm (UTC)
Ты-то не изменилась, а вот Машуня!..
krats
Mar. 28th, 2014 03:48 pm (UTC)
Ага, такой шныр была)) Интересно, что и она, и пацаны были в Питере примерно в том же возрасте, и вдруг у всех тяга разом по новой проявилась) Поедем за обновленным и осознанным с возрастом взглядом))
( 2 comments — Leave a comment )