?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одно из самых сильных впечатлений за последнее время оставило посещение Храма сошествия Святого Духа на апостолов в селе Шкинь, Коломенского района Подмосковья. Поэтому и захотелось покопаться в его истории, узнать как такое чудо могло появиться среди полей, в небольшом сейчас подмосковном селе. И даже несмотря на полуразрушенный вид, от храма исходит невероятное величие. Ведь строили его, ни много ни мало, по образу и подобию собора Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.



Повезло заглянуть и внутрь храма, несмотря на выходной день, и увидеть как проходит его восстановление. Пост получился для меня большой, вперемешку архивные фотографии и мои.

Часть материалов позаимствована отсюда:
http://церкви-коломны.рф/Shkin-Cerkov-Soshestviya-Svyatogo-Duha.htm

и из сайта храма
http://wcomega.ru/Shkin/Main.htm





Старинное село Шкинь в XVIII веке принадлежало роду бояр Бибиковых. Само село было известно ешё с XV века, когда оно было завещано Василием Тёмным, великим князем московским, своей жене Марии Ярославне. При Иване III село снова стало великокняжеским.



Владельцем села в XVIII  в. был инженер-генерал-поручик Илья Александрович Бибиков (1698-1784), один из ученейших генералов того времени. Илья Алесандрович, к тому же был в 1762 - 1764 годах руководителем Тульского оружейного завода, знакомого уже мне места. И вот теперь с Тулой меня связал "дом" Бибикова в родных краях.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Бибиковы вообще семейство историческое, много сделавшее для России и русской культуры.



Село ранее было значительным и торговым. По документам, в начале XVIII в. в нем стояла церковь Архистратига Божия Михаила, которая, видимо, обветшала и началось строительство нового каменного храма. Заказчиком этого храма стал уже сын Ильи Александровича, Гавриил Ильич Бибиков (1746 - 1803). Гавриил Ильич был известным московским меценатом, посторившим дворцы в Москве и имел свой театр в своем владении в подмосковном Гребневе. На концерты его крепостного оркестра собиралась вся Москва.



В 1794 году на средства
Гавриилы Ильича Бибикова началось строительство храма, которое продлилось почти 6 лет и было закончено в 1800 году.  Возведение храма было поручено опытному архитектору. Вероятно, это был один из учеников М.Ф.Казакова Родион Родионович Казаков (1758- 1803), учавствоваший в строительстве нескольких московских церквей и усадебных зданий.
http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87



После Гаврилы Ильича селом владел его сын Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792-1870), генерал, министр внутренних дел Российской империи, участник Отчечественной войны 1812 года. Много сделал для благоустройства Киева.
Его богатейшая библиотека из 14 000 томов была пожертвована его дочерью Киевскому университету. Его именем был назван киевский бульвар, который ныне именуется Тараса Шевченко.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87



Умер Дмитрий Гаврилович в Санкт-Петербурге и погребен в Александро-Невской Лавре, той самой, которая была прообразом храма в Шкини.



Храм был расписан в начале и середине XIX века. Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время, после закрытия и разорения храма в 1930-е годы. Церковь закрыли, а храм был приспособлен под склад. Часть проёмов была растёсана для проезда тракторов.



Большой колокол с северной колокольни был сброшен и отбил белокаменный карниз храма. Церковь долго стояла после ареста священника, но все было цело. Местные рассказывали, что храм начали растаскивать по-тихоньку после войны, от бедности.
В наше время храм вернули верующим и сейчас идет его восстановление.



Ну как же без них :) Киса, вероятно, восседает на фрагменте бывшей ограды, которая видна на архивном фото выше.


Храм мы посетили в субботу, посему восстановительные работы не велись. Зато можно было, никому не мешая, помотреть что уже сделано, на "рабочие места" и потрогать материал.


Материалы и фрагменты для восстановления колонн.


Разрушенное и восстановленное. Любо-дорого смотреть, как продвигается дело.




После осмотра рабочего стола с материалом, отшла в сторону, чтобы сфотографировать храм со стороны. И неподалеку от стола наткнулась на лежащее каменное надгобие. Ещё подумала - наверно положили на время ремонта, чтобы не мешало.  И как это нередко со мной бывает, постфактум узнаю интересную историю. В данном случе того, чья это была могила.



Роганов Данила Агафонович (1835 - 1898).
Могила блаженного Даниила. Прославился при жизни как праведник и Христа ради юродивый. Говорят, многие чудотворения происходили как при его жизни, так и после. Он сыграл особую роль в строительстве и украшении храма. Уже в детстве ходил без теплой верхней одежды и обуви, сказал - не может. В юношеские годы уходил в Коломну, ходил по улицам и храмам. В городе его любили, почитали как прозорливого и с радостью подавали милостыню. Собранные деньги Данила отдавал церковному старосте. По преданию, на собранные им деньги в храме были поправлены звонницы, отлит большой колокол, а храм расписан заново. В последние годы своей жизни блаженный собирал деньги на ремонт храма. Умер в Коломне, но по завещанию похоронен здесь, у стен храма. Люди и сейчас приезжают на могилу, в ожидании чуда. Место паломничества, можно сказать.



Отсюда можно увидеть, как новые колонны постепенно начинают преображать храм.



К настоящему времени в храме ещё отремонтирован купол, покрыта крыша и застеклены окна.






Посчатливилось попасть внутрь. Храм был закрыт, но
специально для нашей группы отворили двери.



От росписи ничего не осталось. Те уцелевшие немногие детали, которые удалось разглядеть за короткое время, постаралась сфотографировать. Внутри храм впечатляет также, как и снаружи. И пусть стены почти голые - они все равно выглядят величественно. Трудно представить, как же здесь было раньше.







Рабочий материал уже для ремонта внутреннего помешения храма.


Немногие уцелевшие детали росписи, которые удалось разглядеть. Увеличивала изображение на мониторе и могу только предположить, что это женские лики, справа - вероятнее всего.


И единственный более-менее чёткий фрагмент фрески. Также увеличив фото на мониторе, разглядела лицо ангела, смотрящего вверх. Справа в нижнем углу можно различить его профиль. О фресках храма пыталась в интернете хоть что-то найти, но не удалось, отыскался только точно такой же фрагмент. А было что-то интересное, судя по этому маленькому уцелевшему кусочку. Все, то немногое, что осталось от росписи, орнаментов и лепнины создавало впечатление, что храм был светлый. Во всяком  случае, я себе представила, что он был леким и солнечным.


Вот что немного помогло подтвердить фантазию - найденное фото Троице-Сергиевой Лавры Санкт-Петербурга. Может этот храм был прообразом шкиньского не только по архитектуре, но и по внутреннему убранству?


И ещё пара историй напоследок.
Местная церковная община возродилась при храме в 1991 году. В том году одной местной жительнице однажды во сне явился преподобный Серафим Саровский, который веле ей "взыскать", то есть обрести, икону с его изображением. Явление повторилось. Вскоре образ действительно был найден на чердаке одного из домов.


А в ночь на 28 января 2008 г. группа злоумышленников, много лет грабившая подмосковные церкви, проникла в храм Святого Духа и похитила образ Преподобного Серафима, и с ним ещё 10 икон. Больше месяца горевали шкиньские жители, да и все православные христиане Коломны и района об утрате любимого образа, молились о его возвращении. И вот, в середине марта работникам Коломенского УВД удалось задержать преступную группу; три иконы вернулись в родной храм, и в их числе - та, о которой молились больше всего. И 21 марта похищенная икона опять вернулась на своё место.



Храм обязательно возродится в былой красоте и величии, пусть не скоро ещё. Увиденное вселяет в это надежду.



А вот таким видится будущее храма, после его восстановления - фото с сайта храма.


Comments

( 26 comments — Leave a comment )
belkafoto
Apr. 9th, 2015 06:13 am (UTC)
ходил без теплой верхней одежды и обуви
Брр. Без шубы еще представляю. Босиком по сугробам....
krats
Apr. 9th, 2015 08:39 am (UTC)
Re: ходил без теплой верхней одежды и обуви
Про него из сайта храма:
"Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом, сделал казачком (маленьким лакеем) и хотел учить его грамоте; но Данилушка в скором времени, однажды утром, снял с себя одежду казачка и сапоги и, принеся помещику, сказал, что ходить в этом он не может, потому что всё это сваливается с него; и с тех пор Данилушка уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды."

Ну может не сапоги, так лапти какие-нибудь.
belkafoto
Apr. 9th, 2015 07:38 pm (UTC)
и хотел учить его грамоте
Какие помещики водились в твоих краях....
krats
Apr. 9th, 2015 07:58 pm (UTC)
Re: и хотел учить его грамоте
Разные были помещики, такие - могли. Если читал пост.
belkafoto
Apr. 9th, 2015 08:02 pm (UTC)
Разные были помещики
Да. Были дворяне, что и землю пахали.
krats
Apr. 9th, 2015 08:09 pm (UTC)
Re: Разные были помещики
Про таких ещё не знаю, может дальше попадутся ))
Вот Лев Николаевич, да, бывало чудил )
belkafoto
Apr. 9th, 2015 08:15 pm (UTC)
крепостные дворяне?
"Пётр I унаследовал от своего отца общество, которое делилось на сословия «тяглые», обязанные государству «тяглом» (налогами и повинностями) и «служилые», обязанные государству службой. В этой системе фактически были закрепощены все, сверху донизу, и дворяне были прикреплены к службе точно также, как крестьяне к земле"
krats
Apr. 9th, 2015 08:24 pm (UTC)
Re: крепостные дворяне?
Работа по распределению, никто не бездельничал и порядок был?
Разница только в том, что труд был не физический. Офисный планктон - тоже древняя профессия.
belkafoto
Apr. 9th, 2015 08:35 pm (UTC)
труд был не физический.
"Правда, в XVIII в. появляется тип безземельного дворянина."

Сейчас не помню цифирки, сколько дворян арендовало землю и пахали ее самостоятельно.
krats
Apr. 9th, 2015 08:45 pm (UTC)
Re: труд был не физический.
Разве это не было для них лишь "видом спорта"?
belkafoto
Apr. 9th, 2015 09:03 pm (UTC)
княжна капусту полола
" Далее, описывая роман с хорошенькой дочкой соседа, княжной Феклушей, герой повествует: «Однажды, встретив ее, согбенную под коромыслом, сказал я с сожалением: „Ах, княжна! тебе, конечно, тяжело?“ — „Что ж делать“, — отвечала она, закрасневшись. Я взял ведры и донес до дому. „Спасибо, князь“, — сказала она. Я потрепал ее по плечу, она пожала мою руку, мы посмотрели друг на друга, и она сказала: „Завтра рано на заре буду я полоть капусту“, — и остановилась. „Я пособлю тебе“, — вскричал я, обнял ее и поцеловал».

Писатель второй половины XVIII века В. Т. Нарежный в романе «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова»

"До 1840 года однодворцы обладали правом владеть крепостными людьми, но фактически этим правом пользовались лишь единицы (в 1830-е годы насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами однодворцы, как правило, жили одним двором. Фактически однодворческая группа занимали промежуточное положение между помещиками и крестьянами"
belkafoto
Apr. 9th, 2015 08:37 pm (UTC)
однодворцы
"Понятие «однодворец» прочно вошло в официальные документы уже к середине 17 века и обозначало людей, которые сами и их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за бедности и запустения земель больше служить не могли, потому что все их поместье состояло из одного двора (отсюда название). Жалованья неслужащие дворяне не получали, а собственные скудные доходы не позволяли им отправиться на службу, оставив хозяйство.
krats
Apr. 10th, 2015 10:13 am (UTC)
Re: однодворцы
Такие интересные детали подбрасываешь. Я почему-то об этом не знаю, или не помню. Может и в период изучения в школе нам про это не уточняли. А зачем, крестьяне - хорошо, дворяне - все бездельники, это плохо. На черно-белом фоне "необходимость" революции была виднее.
belkafoto
Apr. 10th, 2015 07:42 pm (UTC)
крестьяне - хорошо
У тебя очень добросовестный постик. С любовью сделан. Как не расцветить деталями. Многие из которых, если и знал, то забыл. Ведь учили-то нас одинаково: черно/белое,
бело - красное.
krats
Apr. 10th, 2015 07:52 pm (UTC)
Re: крестьяне - хорошо
Место запало в душу, вот и копала. Это скорее расследование для себя, но чего же не поделиться. А дополнения твои очень интересные, спасибо.
belkafoto
Apr. 10th, 2015 07:57 pm (UTC)
А дополнения твои
Как понимаешь, анонимные Викины подсказки.
krats
Apr. 10th, 2015 08:02 pm (UTC)
Re: А дополнения твои
Вика - коллективный мозг ))
belkafoto
Apr. 11th, 2015 08:12 am (UTC)
коллективный мозг ))
Как-то я интересовался у народа: почему не вылоэить в сеть Британскую энциклопедию (считается самой точной) и нашу бывшую Советскую - и было бы юзерам щастье.

Но мне разонно ответствовали: а права авторов, а кто будет денежку платить?
krats
Apr. 11th, 2015 09:42 am (UTC)
Re: коллективный мозг ))
С правами авторов здесь не особенно считаются. Слышала, словарь Ожегова редактируют, считая не резонно что-то устаревшим. А кто может считаться автором Большой Советской?
belkafoto
Apr. 11th, 2015 10:09 am (UTC)
А кто может считаться автором Большой Советской?
Хочешь сказать, кому принадлежат авторские права?
krats
Apr. 11th, 2015 11:02 am (UTC)
Re: А кто может считаться автором Большой Советской?
Да.Труд тоже коллективный. Правопреемник советской структуры, видимо. Наверняка в вике все используют, всегда ли указывают источник.
belkafoto
Apr. 11th, 2015 11:06 am (UTC)
Наверняка в вике все используют
Есть рекомендации для написания в Вику.
Одно время, у меня было желание пописывать туда, но быстро прошло.
krats
Apr. 11th, 2015 12:57 pm (UTC)
Re: Наверняка в вике все используют
У тебя бы точно получилось, но без желания ни в чем смысла нет.
belkafoto
Apr. 11th, 2015 03:30 pm (UTC)
но без желания ни в чем смысла нет.
Я так понял, что там поделились на группы (как в жж) и как-то оно так....
intercedo
Apr. 9th, 2015 08:39 pm (UTC)
Как мне нравятся твои "путешественные" посты!
krats
Apr. 9th, 2015 08:42 pm (UTC)
Спасибо! Наверное потому что я очень заинтересованный "путешественник" )
( 26 comments — Leave a comment )