?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это было вкусняшкой для меня. Во-первых, необычно и красиво. Видимо, накопилось немного усталости от повторяющихся архитектурных канонов и руин. Во-вторых, "в классе не было училки". Храм ещё не имеет постоянного священника, службу иногда проводит приходящий. "Штат" пока состоит из добродушного, словоохотливого дядечки и его супруги, присматривающих за храмом. Он разрешил везде полазить, посмотреть, фотографировать и мы оторвались как дети, лазили по крышам. Я взобралась и на четвёртый ярус башни, где колокола висят. Могла бы и позвонить, наверно, но не догадалась, просто сфотографировала.
Поскольку храм находится на территории психиатрической больницы, пройти туда было можно только через КПП с охраной. При входе провели мини-инструктаж: "на территории корпусов не фотографировать, с психами не общаться и ничего им не давать". Поэтому, к сожалению, не могу рекомендовать: "побывайте сами и посмотрите".



Не мудрствуя лукаво, буду вставлять немного исторических сведений, опубликованных попутчицей. В метках ставлю "Московская область", как и в предыдущем посте. Но, строго говоря, где-то уже Новая Москва, то есть территория, присоединённая недавно к городу. "Нерезиновую" растягивают как-то несуразно - нет чтобы радиус увеличивать, приделывают какие-то конечности к колобку и я уже тут запуталась, по мне пока - это всё ещё область )



Когда из-за крыши больничного корпуса показались высоченные белоснежные башни храма, показалось, что подхожу к павильонам ВДНХ. Но потом ахнула, красавец, готично-византийский )


"Господская усадьба появилась в селе Филимонки в XVIII веке. Имение сменило множество владельцев и в 1840-х годах перешло к семейству князей Святополк-Четвертинских. В 1855 году Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, во исполнение желания жены, начал строительство в Филимонках двухэтажного храма. Церковь задумывалась как родовая усыпальница князей и возводилась, вопреки ожиданиям, не на территории усадьбы, а в километре от нее, на правом берегу реки Ликовки. Строительство Троицкой церкви завершилось в 1861 году, ее нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского; верхний, Троицкий, освятили лишь семь лет спустя."



"Архитектура храма сочетала в себе черты древнерусского, византийского и романо-готического стилей и представляла романтическое направление в зодчестве. Фамильная усыпальница располагалась в цокольном этаже, над ней возвышался центрический крестообразный храм. Сооружение впечатляло своими размерами и было видно издалека. Сестра князя Вера Борисовна Святополк-Четвертинская уже после смерти брата завершила строительство церкви и построила колокольню, с которой храм соединялся закрытой галереей. Высокая пятиярусная колокольня была пронизана узкими арками, подчеркивающими вертикальную композицию."
Византийский и готический, надо же, чего-то понимаю не подглядывая)



"В 1888 году произошло событие, косвенно оказавшее большое влияние на судьбу села и усадьбы. 17 октября в 50 километрах от Харькова потерпел крушение императорский поезд. В катастрофе погибло 19 человек, однако вагон, в котором находилось августейшее семейство, не сошел с рельсов, никто из царской семьи не пострадал. Александр III, отличавшийся мощным телосложением, долгое время удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу. Во многих российских городах и селах в память о чудесном избавлении императорской фамилии были построены храмы и часовни. Святополк-Четвертинская решила увековечить событие созданием монашеской общины. В октябре 1890 года были утверждены устав и штат женской общины, названной Князе-Владимирской (в память о брате княжны), в 1891-м община получила статус монастыря."



"Сосед Четвертинских, барон Шеппинг, в 1890-х годах так описывал усадьбу: «Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймленными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня». В 1900-х годах на территории монастыря была возведена еще одна церковь – Успенская. Ступенчатое здание с тремя гранеными апсидами было увенчано пятью главами и построено в псевдорусском стиле, сочетавшем приемы древнерусской архитектуры и новых течений."



"Вера Борисовна Святополк-Четвертинская стала настоятельницей монастыря. Она заботилась не только о сестрах, но и о жителях окрестных селений: оплачивала услуги доктора, бесплатного лечившего всех нуждавшихся, выдавала крестьянам ежемесячные пособия. Ее сестры, княгини Надежда Борисовна Трубецкая и Наталья Борисовна Шаховская, пожертвовали общине иконостас из красного дерева. Четвертинская оставалась настоятельницей Князь-Владимирского монастыря до 1893 года. Через год она скончалась и была похоронена в семейном склепе, рядом с родителями, братьями и сестрами. Настоятельницей стала монахиня Анастасия, в 1901 году возведенная в сан игуменьи."



"В 1920-е годы монастырь закрыли, однако монахини до начала 30-х проживали при храмах. Затем были закрыты и храмы, их использовали для сельских нужд, келейный корпус отдали под жилье. Все деревянные постройки были уничтожены. Княжеская усыпальница разорена, могилы вскрыты. После войны в монастыре разместился психоневрологический интернат. В 1994 году Троицкий собор был возвращен верующим. Еще долгое время после этого он представлял собой величественные руины, службы проводились в подклете. Однако восстановительные работы все же начались. Храм был включен в Федеральную программу по восстановлению памятников истории и архитектуры. Была отреставрирована колокольня, на ней установлен новый крест, отлиты и подняты колокола. Обновленный храм и колокольня по-прежнему видны издалека, лучший вид на них открывается с другого, левого берега реки Ликовки – с территории усадьбы Филимонки, на которой сохранились дом и остатки липового парка."








Ещё один пейзаж и ничего лишнего )









Большой колокол висел близко даже для моего роста. А если звонарь среднего мужского роста, то у головы, должно быть. Интересно, беруши вставляет? )



Батюшка приходящий, а гардероб - полная вешалка. Наверно после ремонта закуплено, для комплекта. Для этого одеяния ведь, как для пончо, размер не имеет значения?



Возможно, это и сам звонарь, по совместительству. Ну кто ещё так по крышам без страховки лазить будет?)



Пациентов в холодный зимний вечер гуляло единицы. Психиатрия, конечно, наука сложная. Но по тем двоим, которые повстречались, мне показалось, что можно различить - врождённых и "сдвинувшихся" от горя.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
belkafoto
Dec. 17th, 2015 11:47 am (UTC)
завершилось в 1861
Быстро строили в старинные времена!
krats
Dec. 17th, 2015 01:23 pm (UTC)
Re: завершилось в 1861
По разному бывало, встречались и долгострои на 10-15 лет. Могли переделывать или материальные проблемы. Вариантов было несколько. Строили богатые господа на свои деньги, тогда быстрее обычно. Нередко шедевры возводили, заказывали известных архитекторов, художников. Или собирали по купцам и дворам, с миру. Тоже есть классные, строенные с задачей "переплюнуть соседей" ) Сохранились до сих пор и скромненькие, на крестьянские деньги
belkafoto
Dec. 17th, 2015 04:16 pm (UTC)
на крестьянские деньги
и даже бедные крестьяне....
krats
Dec. 17th, 2015 04:41 pm (UTC)
Ну не совсем все. Из учебников припоминаю "зажиточные" и "раскулачивание". Только сейчас подумала - а почему "кулак"-то?
Держал в узде хозяйство или грозил кому?)
belkafoto
Dec. 17th, 2015 04:50 pm (UTC)
Вика
((Мне представляется, что на бытовом уровне, кулаков не любили (ненавидели), и как (потенциальное) начальство, и как более удачливых и "хитрожопых".Ну и, зависть, конечно, ведь большинство хотели бы оказаться на месте кулака.))

"В дореволюционной российской деревне «кулаком» чаще всего называли зажиточного крестьянина, получившего достаток на «закабалении» своих односельчан и державшего весь «мир» (сельскую общину) «в кулаке» (в зависимости от себя). Прозвище «кулак» получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по мнению их односельчан, — ростовщики, скупщики и торговцы. Сознание крестьян всегда основывалось на идее, что единственным честным источником достатка является тяжелый физический труд. Происхождение богатства ростовщиков и торговцев связывались прежде всего с их непорядочностью — торговец, к примеру, считался «паразитом общества, наживающим барыш на предметах, добытых чужим трудом», ведь, по убеждению крестьян, занятых в непосредственном производстве, «не обманешь — не продашь»[3]

Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды."
krats
Dec. 17th, 2015 04:57 pm (UTC)
Ага! Спасибо) И ведь ничего по сути не изменилось.
belkafoto
Dec. 17th, 2015 05:06 pm (UTC)
И ведь ничего по сути не изменилось.
Задумался. Можно, конечно, эту тему и так куснуть, и по другому.

Вспомнилось. На барселонской кафедральной площади видел даму, которая достаточно убедительным голосом просит-требует денежку.
Впервые я ее увидел лет 17 назад, а местные сказали, что она "всегда здесь кричит".
Считается, что ее "крики" всю семью содержат.
krats
Dec. 17th, 2015 05:22 pm (UTC)
Мне тоже вспомнилось. В детстве на Украине спросила - а почему у соседа огород вдвое длиннее, чем у нас? А потому что дед в колхоз не вступал, при этом был очень хозяйственный. Ну не хотел просто. Профилактика )
belkafoto
Dec. 17th, 2015 05:36 pm (UTC)
что меняется
Из крупных вещей - длительность и возможность человеческой жизни.

В свое время, мне мама чуть ли не шопотом рассказывала, что есть слух (!), что в 30х годах в СССР был голод.
Как мы теперь знаем, и не один.

В теперешнем состоянии Европы (и продвинутых стран), это кажется просто не возможным.

Безработных может быть сколько угодно (сколько государство может позволить), а вот голодных смертей - не будет.
То есть, те, кто не работает, имеют возможность жить столько же, сколько и труженики-пчелки.
krats
Dec. 17th, 2015 06:04 pm (UTC)
Да, про голодомор слышала немного, но из первых уст. Брр.
Вообще и всеобще не готова утверждать, что голод побежден.
belkafoto
Dec. 17th, 2015 06:14 pm (UTC)
утверждать, что голод побежден.
Утверждают, что он есть в Африке. А вот про Азию уже не слышно. И даже писка не доносится от эскимосов и чукчей, хотя условия у них - арктические...
krats
Dec. 17th, 2015 09:08 pm (UTC)
В азии с дерева можно снять круглый год и они вообще едят все, что шевелится. А у чукчей с хранением запасов нет проблем.
belkafoto
Dec. 17th, 2015 10:36 pm (UTC)
и они вообще едят все, что шевелится
А с Африкой какое отличие? Насколько понимаю, в пустынях не голодают...правда, там народ только кочует, проездом, так сказать.
( 13 comments — Leave a comment )